Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Знание истории позволяет смотреть на будущее с надеждой

Легенда гласит... истории и легенд вокруг Туркестана превеликое множество. Достоверные истории, которые произошли во времена Караханидов, Золотой Орды и Казахского ханства, уже стали обрастать новыми подробностями. Истории, легенды, мифы, сказы и небылицы. Вокруг Туркестана хватает всего. Если учесть что Туркестан имеет большое значение в тюркском мире, к изучению этого региона мы должны подходить тщательнейшим образом. 

Суфии... их происхождение загадочное и окутана тайнами. Одна из версии гласит: при жизни пророка Мухаммада (с.а.у.) была группа сподвижников, у которых не было семьи и дома. Они находились под сенью суффа - беседки, молились в мечети, изучали ислам и со временем обретали семью и собственный очаг. Но во время жизни под суффа, они обретали аскетичность и богобоязненность который сопровождал их всю жизнь. 

С тех пор много времени прошло, много воды утекло. Все что будет сказано здесь, не всегда будет иметь свои объяснения, логические цепочки или же конкретные факты. Истории превратились в легенды, факты в домыслы, а чудеса которыми владели люди тех времен, сейчас воспринимаются также неоднозначно. Поэтому, прошу не судить строго мое введение в прошлое Туркестана.

Введение

Туры в Туркестан. Мавзолей Хазрет Султан.

Последнюю реставрацию мавзолей пережил в  1999 году. 

Ходжа Ахмет Ясави был продолжателем пути суфиев в тюркских степях. Современные ученые отмечают, главным достижением Ясави, является его язык проповеди. Все свои проповеди он произносил и писал на местном тюркском языке, который приблизил местный народ к исламу. Главным произведением его жизни, является Диуани Хикмет - Книга Мудрости. В нем он излагает суть бытия и человеческой натуры. По мнению видных ученых, именно Диуани Хикмет стал прототипом сочинения для многих ведущих казахских мыслителей. Для подробной информации обращайтесь к Мекемтас Мырзахметову.

Строительство мавзолея Хазрет Султана

Туры в Туркестан

Вид сзади мавзолея Хазрет Султана - Ахмета Ясави

Амир Тимур был одним из завоевателей, которым суждено было завоевать многие страны. В один из своих поездок в Туркестан, он увидел что посетителей могилы Хазрет Султана очень много. И решил что, нужно бы построить большую усыпальницу в виде мавзолея, также там можно будет совершать религиозные обряды. Поэтому Амир дает приказ построить мавзолей Ахмета Ясави. Год постройки мавзолея датируется 1394 - 1395 годами. Открывая мавзолей Амир Тимур издал указ, согласно которому никто не имеет частную собственность на мавзолей, не может сделать частной собственностью и не может оставлять по наследству.

Говорится, что во время строительства мавзолея, ночью появлялся большой бык и сносил все стены. Так продолжалось несколько дней. Старцы посоветовавшись решили, что сначала мавзолей надо построить над Арыстан Баб - его учителем и тем, кто по легенде передал финик от пророка Мухаммада (с.а.у.) Ахмету Ясави. Арыстан Баб был его наставником и учителем. Значит, по праву почести должны были оказываться ему. Поняв это Амир Тимур дал приказ построить мавзолей Арыстан Бабу. 

Туры в Туркестан. Мавзолей Арыстан Баб

Мавзолей Арыстан Баб неоднократно реставрировался. 

Для тех кто хочет посетить Туркестан, Ахмета Ясави, советуют сначала побывать в Сайраме, где лежат отец и мать Ясави - Ибрахим Ата и Карашаш Ана. Кто-то называет это паломническим туром. Мы же назовем это посещением места захоронения тех людей, которые при жизни творили много добра. Поэтому люди их и стали любить и чтить. Поэтому Ясави, Арыстан Баб, Ибрахим Ата и Карашаш Ана почитаются народом. Ведь не зря казахи говорят: "Не умирает имя праведника и письмо ученого".

Мавзолей Карашаш Ана, Ибрахим Ата в Сайраме

Ибрахим Ата и Карашаш Ана покоятся в Сайраме. В 20 километрах от Шымкента.

Керемет - чудеса

Почему народ любил Ясави? На мой взгляд, он покорял массы показывая богобоязненность, аскетичность, всегда делился тем, что имел. Никогда не делил на богатых и бедных и всегда равнозначно относился ко всем. Сам же всегда обходился скромными мерками. Был сдержан во всем. Это не могло нравиться тем религиозным служителям, которые привыкли жить за счет богачей и всегда обслуживали их интересы, за исключением редких случаев. Видимо поэтому, еще при жизни, Ахмета Ясави хотели убить. 

Первый раз ему отправили черную ядовитую змею в ящике. О почувствовал что-то неладное и призвал одного из своих мюридов- учеников, который мог видеть все на свете. Он осмотрелся по сторонам и сказал "Все на свете на месте, кроме пары одной черной змеи..." Из его слов Ясави понял, что это ему отправили недруги и велел отнести для них кувшин, в котором есть вода, горящий уголь и вата. Вода не погашала уголь, а уголь не сжигал вату. И отнес его один из мюридов, который считался одним из праведных.

Поговаривают также... Один видный ученый-современник Ясави был чем-то недоволен его высказываниями. По преданию, у Ясави единовременно обучались до 10 000 мюридов. Миски того времени были величиной с казан. Еду готовили большими тайказанами и раздавали ученикам. Слава его достигла самых тайных уголков Великой Степи. Так вот, этот ученый набил сорок верблюд книгами и вышел в путь, дабы доказать, что изречения Хазрет Султана не всегда правильные.

Тайказан в Туркестане

Тайказан сделан из благородных и драгоценных металлов. В таких казанах продукты долгое время не портятся и хранятся дольше.

Шел он день, шел ночь, и так шел он около месяца или около того. Когда уже оставался день пути до Туркестана, ученый решил повторить некоторые моменты, и приготовить своего рода шпаргалку. Но, не тут-то  было. Все буквы его книг, исчезли. Верблюд за верблюдом он осматривал, но все было тщетно. Книги были без букв... И тут он понял, что это он сам ошибся. Ученый повернул назад и всю жизнь помнил про поданный Хазрет Султаном урок.

Где б ни был, будь скромным, учтивым,
Убогого увидишь, поделись сокровенным.
В Судный день будь ближе к Богу.
От чванливого люда, вот, я убегаю.

Чилляхана - место очищения

Чилляхана в Туркестане

Сорок дней и сорок ночей проводили суфии в чилляхане. Сорок дней - время очищения души от скверны.

В понимании некоторых ученых суфийского толка, уровень богобоязненности состоит из четырех этапов. Для достижения наивысшей точки, человек должен всю жизнь стремиться к самому высокому уровню. Называются они - шариат, тарикат, магрифат, хакикат. Путь очищения начинается от чилляханы. Чилляхана, это место - где принявший мюридство спускается под землю и в течение 40 дней держит пост и занимается только богослужением. Именно от состояния человека, зависит его дальнейшее наступление по этому пути.

Суфии говорят что путь праведника состоит из 4 этапов. Как только человек приступает к исламу, его называют мусульманином придерживающегося шариата. Следующий этап, тарикат - путь богобоязненности. Третий этап - магрифат, путь любви и прощения. Четвертый этап - хакикат, путь Истины. 

Хильвет - подземное уединение

Хильвет в Туркестане

Как известно, после 63 лет, Ахмет Ясави спустился в свою подземную комнату для уединения, и прожил остаток дней там. В своей книге, "Диуани Хикмет" Ясави описывет свое решение. Первому встречному будет сложно понять и воспринять его размышления. Но, это часть наследия Ясави. Один из факторов, который притягивает людей с разных концов света. Подземное уединение видимо дает осознать тленность бытия и приближения конца пути. Когда человек осознает что конец неминуем, Судный День истина. 

Брошенная палка

Как говорят историки Турции, религия ислам попала на территорию современной Турции из Средней Азии, а именно, мюриды Хазрет Султана распространили ее там. По преданию, однажды, Ахмет Ясави бросил палку и велел своим мюридам найти его. Все бросились искать и принести эту палку. Лишь один из мюридов не двинулся с места. Учитель спросил его, Почему ты не пошел за палкой?, тогда ученик ответил: Они напрасно ищут, палка еще не упала на землю...

После этого ученики - мюриды вышли искать эту палку и по знамению свыше, нашли его на территории современной Турции. В то время, это палка врослась в землю и превратилась в дерево. Так, прибывшие ученики Хазрет Султана стали распространять религию на территории современной Турции. Поэтому до сих пор многие граждане Турции признают роль Туркестана и Ахмета Ясави в просветлении Турции.

Казахская знать погребенная в Туркестане

Туркестан считался центром притяжения всего казахского народа. Быть погребенным в Туркестане считался признаком единства, верности. Конечно, ситуация не всегда бывает удобной, для того чтобы быть погребенным в Туркестане. По имеющимся данным, только казахских ханов погребенных в Туркестане насчитывается 9. Среди них - Есим хан, Жангир хан, Тауке Хан, Абылай хан, а султанов и батыров - около 90. Слушайте, национальный пантеон получается. Закономерность однако.

Довольно интересная ситуация получается, учитывая что в то время не было самолетов и поездов для транспортировки тел, тело покойника нужно было доставить в Туркестан. А если человек умер летом, тогда даже один день транспортировки тела, начнет разложить тело. Значит умерший еще при жизни должен быть рядом с Туркестаном. А может они жили там. Если столько казахской знати проживало там, это значит что Туркестан был центром казахов. Если власть находилась там, то были развиты торговля, коммуникации, наука, знание казахов. 

Баня которую построила женщина

Баня в Туркестане

Посетителей усыпальницы-мавзолея Хазрет Султана было много. Многие путники страдали от отсутствия условий чистоты и санитарии. Узнав это, одно то ли женщина купец, то ли богатая женщина на свои средства построила баню. Про баню Туркестана ходили легенды. Кто-то говорил что весь комплекс отапливался посредством только одной лампы. Кто-то говорил что это простая свечка. А гиды рассказывают так: "Система отопления бани основана на деревянные опилки. То есть, топливом служат деревянные опилки. Одна заправка опилками, хватает отапливать баню на целую неделю. Баня работала до 1976 года, пока исследователи из Ленинграда не демонтировали систему отопления, потому что хотели узнать, как все это работает. Демонтировать то демонтировали, а вот обратно собрать не хватило ума. Так и баня стала неработоспособной."

Укаша ата - сподвижник пророка?

Усыпальница Укаша Ата

Про Укаша ата тоже немало слухов и легенд. Одна из легенд гласит что Укаша был сподвижником пророка Мухаммада (с.а.у.). Что он прибыл с семьей в Туркестан миссионерской миссией. Всю жизнь он работал чтобы распространить ислам. У него также было много врагов. Они хотели убить его. В равном бою это ни у кого не получалось. И враги искали его слабые места. В один из многочисленных дней, кто-то из врагов отправил женщину шпионку к жене Укаша ата. И она открыла ей его секрет. 

Тело у него было словно железным. Не брал его меч и копье. Но тело его становилось мягким только во время совершения намаза. Узнав об этом враги Укаша ата, во время очередного намаза отрубили ему голову. Да не тут-то было, голова полетела и упала в колодец... Так и враги были прокляты за это. И жена скорее также сожалела... Но это все истории и легенды. Где быль, а где туман? Сейчас уже не определишь.

Про происхождение Укаша ата, также много истории. Например, ученые духовного управления мусульман казахстана считают, что Укаша ата все-таки жил после пророка. Потому что, сподвижник под тем же именем жил ранее, и информации, что он попал в Туркестан в книгах нет. Как говорится во многих хороших книгах, Аллах знает лучше. 

Книга об Отраре

Крепость Отрар раскопки

Раскопки древнего Отрара продолжаются до сих пор.

Отрарский район Южно-Казахстанской области один из необычных мест нашей страны. Тут и древний город Отрар, и история о Кайырхане и мавзолей Арыстан Баб. Суфийская школа ислама была широко распространена в степях казахских. Это дал свой отпечаток на ход многих событий. Это отразилось в мировосприятии и в литературе казахского народа. Одним из краеугольных камней Отрара является нападение на древний Отрар Чингис хана. Некоторые деятели считают что Чингис хан был жестоким монголом, который стер с лица земли Отрар. А останки его библиотеки, тлели не одну неделю. То что совершил Чингис хан, это плохо, жестокость и кровожадность и он поработил казахские степи. К таким представителям интеллигенции относится видный казахский деятель Мухтар Шаханов.

Некоторые же считают, что Чингис хан был из тюркских племен, А война за Отрар, это была частная разборка двух правителей. То что Чингис хан был тюрком, напрямую указывается в книге Рашид Ад-Дина. Основываясь на эти факты, многие видные историки стали придерживаться такого мнения. Все это история, и она разными поколениями увы, трактуется по разному. Но одно ясно, Туркестан и Отрар стоят того, чтобы посетить эти места и посмотреть вживую. Ведь немало ученых, мыслителей, философов, полководцев, ханов здесь жило и погребены. Все они имеют заслуги перед нами. Только за это можно относиться к ним с уважением.

Еще одна фигура, которая все еще мало изучена, но всем известная, это Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби. В народе называют его Аль Фараби. В некоторых научных кругах известен как Alpharabius. Уроженец Отрара. Известен как второй учитель после Аристотеля. Автор философских трактатов и написал комментарии к сочинениям Аристотеля. По некоторым данным, это он оказал влияние организации библиотеки в Отраре. В свое время Аль Фараби оказал огромное влияние развитию философской науки в Европе.   

Сауран

Руины древнего Саурана

Снимки сделанные 1866 году. Руины городища Сауран. 

В северо - западе Туркестана находятся останки древнего города Сауран. Существовал город в XIII - XVIII веках. В период расцвета, в городе проживали до 16 000 горожан. В середине XIV века была столицей Белой Орды. В нем был погребен правитель Белой Орды Сасы Бука. В городе функционировали подземные каналы системы ирригации полей. В свое время город был важнейшим торгово-экономическим, административным центром региона. Посмотреть на такое историческое наследие, однозначно стоит. 

Руины города Сауран. Туры в Туркестан

Останки то ли минарета, то ли башни. Снимок сделан в том же году. Останки города Сауран.

Тур в Туркестан 

Мы обсуждаем вопрос визита в Туркестан. Стоит ли, надо ли, целесообразно ли? С точки зрения познания истории однозначно полезно. Ради расширения горизонта знаний, вдохновения духа истории и возможности прикоснуться к прошлому можно потратить свое драгоценное время. Поездка занимает два дня из Шымкента. Обходится от 25 000 тенге. Обзаведитесь блокнотом, ручкой и фотоаппаратом и будет Вам счастье.

Я желаю всем Вам добра и счастья. Посещайте Казахстан, посещайте Шымкент и Туркестан. Фотогалерея Шымкента тут. Также можете посетить Аксу Джабаглы, Сарыагаш, Махтарал, Арысь, Сайрам и Угамский хребет, гору Казгурт. Южный Казахстан заслуживает того, чтобы провести здесь целый отпуск. Нужно лишь захотеть. Если Вы хотите чтобы Вас сопровождали и консультировали опытные гиды, оставьте заявку, компании партнеры позаботятся о Вас.

С уважением Мухтар Шадырманов